Все по полочкам 2: наводим порядок перед автоматизацией

Часть вторая. Заполняем белые пятна и собираем сырые данные 

Как только бизнес ответит на вопрос «Зачем нужна автоматизация, и какую проблему она решит», станет ясно, с какими показателями и с какой информацией будет работать IT-команда. На этапе бизнес-анализа может выясниться, что этих данных не достаточно. Чтобы получить корректные показатели для отчетов и аналитики, нужно устранить информационные пробелы и собрать все сырые данные. Как это сделать, рассказывают эксперты Invento Labs.  

Определите, что такое «сырые» данные в вашей компании  

Первичные, или сырые, данные – это необработанная информация из ежедневной работы компании. Например, накладные, стоимость аренды, производства, трудозатраты на любую операцию. Первичные данные вводятся в систему, преобразовываются по заданным алгоритмам в соответствии с методологиями управленческого учета, а потом используются в аналитике. Стоимость товара в чеке – это первичные данные, а вот средний чек и маржинальность – преобразованные, это уже аналитические данные.

Как понять, что данных не хватает 

Проведите аудит тех источников информации, которые есть в компании. В каждом из них постарайтесь понять и проследить, участвуют ли данные в итоговой статистике. Через какие методологии расчетов они проходят, можно ли что-то упростить или наоборот – необходимо добавить.   

 – Приведу пример, когда не хватает сырых данных, речь идет про отсутствие плановых показателей при отображении фактических результатов. В компании плановые показатели продаж спускаются один раз в год, они зафиксированы в отдельном документе, а в системе их нет. Поэтому у менеджера по продажам нет возможности видеть промежуточный результат своей работы. Ему сложно оценить, где именно он находится на пути к итоговому показателю. Нужно ли ускориться, чтобы достичь месячного плана, или нет. Сотрудник видит мифическую конечную цифру и может просто не рассчитать своих усилий. Например, намного проще, когда изо дня в день система показывает менеджеру рассчитанный дневной объем продаж, необходимый для выполнения плана. Чтобы работать в таком формате, нужны первичные данные в виде плановых показателей, – объясняет Евгений Шишков, заместитель директора по продажам.  

Где искать сырые данные, если их не хватает

– Если данных не хватает, необходимо сделать так, чтобы нужная информация появилась в системе. Для примера возьмем банковскую операцию по оформлению кредита. Иногда случается, что менеджер забывает внести себя в систему как ответственного за процедуру. Потом этот сотрудник может перейти в другой отдел, уйти в отпуск или уволиться. Если клиент перестанет вовремя выплачивать проценты, то в банке не смогут быстро разобраться, кто несет ответственность за этот кредит, просто потому, что в системе нет информации. Это ситуация, когда не хватает сырых данных. Одно из эффективных решений: в системе учета необходимо сделать поле «ответственный» обязательным для заполнения, – рассказывает Дарья Касперова, заместитель директора по развитию бизнеса.

Итак, где искать сырые данные, если их не хватает. Есть несколько способов. Первый – это ручной ввод тех данных, которые можно достать из накладных, товарных чеков, договоров, плановых показателей. Второй вариант – автоматизировать процессы, например, роботизировать операцию введения данных с транспортной товарной накладной на складе, или поставить датчик, и таким образом данные с промышленного оборудования передавать в систему. 

– И снова постараюсь объяснить на примере. Собственник производства задается вопросом: «Почему на входе у меня Х материала, а на выходе – Y готовой продукции». Возникает задача – найти, где случаются потери. Для этого IT-команда обращается к сырым источникам данных. Если их не хватает, то необходимо придумать, как же получить цифры. Мы смотрим, как процессы оцениваются в начале и в конце, что можно измерить и оцифровать. Возможно, где-то надо поставить весы, где-то – датчики, в другом месте – человека с секундомером. Когда данные собраны, есть повод задуматься, как оптимизировать технологический процесс. Также можно измерить себестоимость и маржинальность продукции – мы снова ныряем в новый пласт сырых данных и  детально все разбираем, пока система не заработает, – рассказывает Дарья Касперова. 

Как сделать так, чтобы данных хватало 

Не всегда все можно и необходимо автоматизировать. Это зависит от целей и задач конкретного бизнеса. Например, плановые показатели можно продолжать хранить в Excel, просто интегрировать документ с учетной или аналитической системой, и информация будет автоматически забираться по установленному расписанию. Если каких-то сырых данных все же не хватает, то бизнес получает аналитику не в полном объеме и просто принимает этот факт как данность.  

Что необходимо знать о сырых данных:

  • Сырые данные – это вся необработанная информация, которая фигурирует в деятельности компании. 
  • Сырых данных может быть слишком много, тогда в них сложно разобраться, либо их может недоставать. Это влияет на то, насколько точно и достоверно получится определить показатели для отчетов и аналитики.   
  • Если сырых данных недостает, их можно добыть несколькими способами – это ручной ввод информации в систему или автоматизация процессов, чтобы получить недостающие данные. 
  • В системе, которая хранит и обрабатывает первичные данные, стоит обозначать, какую информацию необходимо вводить обязательно. Это один из способов быть  уверенным, что первичных данных будет достаточно. 
  • Если сырых данных все же недостает, бизнес принимает этот факт как данность, но при удобном случае закрывает это информационное белое пятно. 

 






Не нашли то, что искали?
Закажите бесплатную консультацию специалиста Invento Labs!
Получить консультацию
Другие новости
Будьте в курсе последних новостей!